малая звонница

Колокольные церковные звонницы
в наличии, большой выбор, малые звонницы на заказ c дарственными надписями и ликами святых!!!


Заказать колокола в Воронеже:

+7 (473) 200-70-26
+7 (910) 247-38-37




Русские колокольные звоны

В России издревле существовал особый инструмент для созыва горожан. Для этого употреблялась деревянная доска — «било», в которую ударяли деревянной колотушкой — «клепалом». «Малое било»—это двухвесельная доска с вырезом посередине для держания ее левой рукой. В середине доска более толстая, к краям постепенно утончается. Сухие старые била (кленовые, буковые) дают разные звуки в зависимости от места удара (высота звука) и силы удара (нюансы) . Отсюда и музыкальность инструмента Эта музыка у разных исполнителей имела множество вариаций. В частности, на Севере «клепали» гораздо медленнее, чем на юге. Мощные звуки колокола созывали горожан на вече. В случае военной угрозы «всполошный» колокол собирал народ для совместного отпора захватчикам. Колокольным звоном встречал народ героев-победителей — полки Александра Невского, Дмитрия Донского.

В отличие от городов Западной Европы, в которых существовала большая концентрация жителей и потому часто издавались запреты звонить в часы отдыха, а также регламентировалось количество колоколов при каждой церкви, в России с ее необъятными просторами и значительной удаленностью селений друг от друга была острая необходимость в таком инструменте, который мог бы быстро оповестить большое количество людей в широкой округе. Поэтому-то на Руси и стремились отливать крупные колокола с низким сильным звуком, который был бы слышен очень далеко. Так, один из предшественников «Царя-колокола», отлитый в 1654 г. при царе Алексее Михайловиче, весил около 130 тонн и был слышен за 7 верст. Колокола были единственным музыкальным инструментом, используемым в православном богослужении. К тому же они были вообще единственным на Руси монументальным инструментом, а потому использовались очень разнообразно. Один из западных путешественников, посетивших Москву в начале XVII в., писал о самом крупном московском колоколе: «В колокол этот звонят, когда царь справляет торжество, когда он принимает в замке чужеземных послов или веселится, звонят тогда в него (вместо литавр и труб) особенно радостным звоном».

Известно, что Иван Грозный, любивший хоровую и колокольную музыку, удалившись в Александровскую Слободу и ведя там монастырскую жизнь, в четвертом часу утра ходил на колокольню к заутрене. Сын Ивана IV набожный Федор, тоже большой знаток звонов и любитель-звонарь, сокрушался по поводу того, что звонарь из Андрониева монастыря умеет выполнять на колоколах фигуру лучшую, чем он, царский сын. Судя по этому факту, русские звонари умели искусно исполнять определенные разнообразные ритмические мотивы.

По свидетельству Адама Олеария, побывавшего в России в начале XVII в., на московских колокольнях висело до 5—6 колоколов, весом до двух центнеров4. Ими управлял один звонарь.

Становление и развитие колокольного звона как музыкального искусства неотрывно от древнерусского певческого искусства. Ранний его опыт — знаменный распев — был одноголосным. На протяжении нескольких веков шло превращение его в широко развитую мелодику. Нечто подобное происходит и с колокольным звоном. Вначале это только сигнал, со временем он приобрел какие-то определенные очертания одноголосного принципа. По описанию Б. Таннера, побывавшего в 1678 г. в Москве, звонили здесь так: «Сначала шесть раз ударяют в один наименьший колокол, а потом попеременно с колоколом побольше шесть же раз; затем уже в оба попеременно с третьим еще большим столько же раз и в таком порядке доходят до самого большого; тут уже ударяют во все колокола и притом столько же раз. Затем вдруг перестают, а там в том же порядке начинают сызнова» 5. Из этого описания видно, что звоны еще не отличались большой музыкальностью и выразительностью. Это вариант перезвона — одного из самых древних видов звона, сохранившегося до наших дней.





По большим праздникам и воскресеньям в Кремле звонили во все колокола сразу, это напоминало трезвон.
Развитие хорового многоголосия в виде строчного и пертесного пения во многом повлияло и на появление многоголосия в колокольной музыке. На колокольнях количество колоколов увеличивается, происходит их деление по группам и по функциям. При этом названия групп соответствуют хоровой терминологии. Становление хорового многоголосия в виде строчного, а затем и партесного пения, вероятно, повлияло и на появление многоголосия в колокольной музыке. На колокольнях появляется большое количество колоколов (в Ростове на Иване Великом в Московском Кремле в четырех ярусах висят 37 колоколов). Происходит их разделение на группы, по функциям, выполняемым ими. Причем названия групп в большинстве случаев определяются хоровой терминологией.

В колокольных звонах преобладает трехголосная структура, отсюда произошел термин «трезвон», т. е. три звона, трехголосие. Самые большие колокола, низко звучащие, дают темп звонам. Их тяжелые языки с трудом поддаются управлению, двигаются они, подчиняясь естественным законам маятника, потому темп их постоянно одинаковый. Но все-таки наиболее опытные звонари умеют варьировать, играя на них. Они могут бить в оба края колокола, в один, а иногда даже вовсе пропускать удар.

Самые маленькие колокола ведут основную мелодико-ритмическую фигурацию, но иногда составляют как бы подголосок средним голосам, ведущим основной музыкальный материал. «Зазвонные» колокола («дисканты») играют всегда мелкими длительностями, типа трели. Именно она и придает всему звону радостный, живой и подвижный настрой. Трель — это «как бы горизонтально тянущаяся нить во время звона. Благодаря своему разнообразию она придает звону самые разнородные звучания»,— отмечал К. К. Сараджев, замечательный музыкант, в 20-е годы нашего века славившийся своей игрой на колоколах.
Средние колокола — «альтовые» (а иногда и «теноровые»)—тоже выполняют две функции. Во-первых, они дают ритмическое заполнение крупным длительностям басовых колоколов. Во-вторых, «альтовые» сами часто выполняют основной рисунок звона, наподобие того, как в строчном пении главную мелодическую линию ведут средние голоса. Здесь уместно сравнение и с народной песней, где альты очень часто исполняли мелодию. Диапазон средних голосов — самый большой, нередко он соответствует диапазону человеческого голоса.

Русские колокольные звоны — от наиболее распространенных и традиционных образцов народного искусства звонов до изысканных колокольных интонаций в произведениях русских композиторов — представляют собою богатый и яркий музыкальный материал.

Исцеление колокольным звоном


Справочно-информационный портал Алчевского благочиния.

 
Новости
Архив новостей

Заказать производство колоколов можно по телефону в Воронеже:
+7(473) 200-70-26, +7 (910) 247-38-37
г. Воронеж, ул. Промышленная, д.4
vipbells@mail.ru
Skype: vipbells
молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь Притчи